Когда мало опыта: оформляем резюме и портфолио

Новички на рынке труда или те, кто решил сменить профессию, часто сталкиваются с парадоксом: работодатели ищут молодых специалистов, но с большим опытом работы. Рассказываем, как произвести впечатление через резюме и портфолио, если вы только начинаете свой карьерный путь, в частности, в аналитике данных и Data science. А помогла нам разобраться менеджер программ сопровождения Центра развития карьеры в Нетологии Елена Татаринова.

Составление резюме — ключевой этап поиска работы, ведь через рекрутеров, особенно в крупных компаниях, проходят сотни, если не тысячи откликов на вакансии. Поэтому важно, чтобы ваше резюме выделялось среди остальных, максимально отвечало требованиям и отражало опыт, навыки и потенциал. Аналитика и Data science — в числе самых востребованных сфер на рынке труда, поэтому упор в этой статье мы сделали на них. Но даже если вы молодой специалист и начинаете путь в других сферах, статья будет полезна и вам. Мы собрали 9 советов, которые помогут вам составить резюме быстро и качественно.

1. Изучите вакансии и зафиксируйте ключевые навыки в профессии

Посмотрите несколько примеров вакансий на сайтах компаний или рекрутинговых платформах. Это поможет вам понять, чего от потенциального кандидата ожидает работодатель: решения каких задач, а также каких навыков, умений и опыта. При поиске используйте фильтры по должности, годам работы и оплате — некоторые компании открыто показывают зарплатные вилки. Так и вам будет проще понимать, на что ориентироваться и на какой уровень позиции вы можете претендовать — стажёр, джуниор или специалист. Выделите главные требования работодателей по специальности, выпишите их в отдельный файл или на листок бумаги, чтобы потом опираться на эти данные при составлении резюме.

Например, посмотрев вакансии специалистов в сфере аналитики, мы выделили навыки, которые работодатели ищут. Именно о них стоит не забывать в резюме:

  • знание главных математических методов и основ статистики;
  • понимание основ А/Б-тестирования;
  • формулирование гипотез;
  • умение получать данные с помощью языка запросов SQL;
  • очистка и изменение данных с помощью Python;
  • сбор и анализ требований заказчиков к отчётности.

Примерьте на себя и свой опыт полученную информацию: насколько вам по душе это направление и область работы. Возможно, вы увидите, что вам интересны задачи не по вашей конкретной специальности, а в смежной области. Например, поймёте, что хотите быть не просто аналитиком, а бизнес-аналитиком или аналитиком в сфере больших данных.

2. Обогатите резюме ключевыми навыками

Не стоит писать в резюме очевидные умения, такие как работа в Excel, Word, PowerPoint или Google Docs, — во многих сферах эти навыки уже являются базовыми. Сделайте основной акцент на действительно важных умениях. Например, если вы аналитик или специалист по работе с данными, вам стоит указать:

  • языки программирования, которыми вы владеете: Python, Java, Kotlin, Swift и прочие;
  • операционные системы, на которых специализируетесь: Windows, Mac OS, Ubuntu и другие;
  • базы данных, с которыми работаете: иерархические, реляционные, сетевые и прочие;
  • фреймворки, которые используете: Django, Symfony, Laravel и другие;
  • инструменты и методики тестирования, которыми пользуетесь.

Если у вас есть результаты, которыми вы можете поделиться, например во время предыдущей работы, стажировки или обучения вы делали проект, подходящий специализации и вакансии, на которую вы хотите откликнуться, — смело вписывайте их в резюме.

3. Эффект винегрета — не ваш выбор

Работодатели ищут кандидатов, которые могут ясно и чётко выражать свои мысли, подходят к работе структурно. Ваше резюме — визитная карточка, которая в том числе показывает, насколько вы обладаете этими навыками. Старайтесь структурировать текст на параграфы с чёткими буллитами, избегайте обобщённых фраз в описании навыков и используйте конкретные примеры. Например, вместо «умею работать в команде» или «обладаю стрессоустойчивостью» напишите «за три дня с нуля собрал(а) контент-план для нового сообщества ВКонтакте моего университета вместе со студентами факультета дизайна» или «за день хакатона с командой разработали логику, тексты и программу бота, который сокращает срок ответа поддержки на X часов». Так работодатель увидит, что вы действительно умеете работать в сжатые сроки и с людьми разных специальностей. Вам также поможет небольшая шпаргалка:

  • важные для работодателя компетенции указывайте выше;
  • уберите лишнюю информацию, которая не относится к требованиям вакансии (работодателю не интересно, что вы победитель шахматного турнира, если вы, конечно, не отправляете заявку на вакансию в шахматную школу);
  • используйте списки вместо простыни текста, чтобы рекрутер и нанимающий менеджер быстрее смогли посмотреть ваше резюме.

4. Расскажите об образовании

Профильный вуз и специальность можно смело указывать резюме. Так же обстоят дела и с непрофильными специальностями, если они важны для профессии. Например, прикладная математика — важная составляющая в работе аналитика, а реклама и связи с общественностью — часть работы маркетолога. В случае если вы меняете профессию, подкрепите информацию об основном образовании сертификатами образовательных программ или курсов, которые вы проходили, чтобы поменять вектор профессионального развития. Для работодателя профильный и свежий сертификат важнее, чем непрофильное образование, полученное десять лет назад.

5. Ваш предыдущий опыт всегда может быть полезен

При смене профессии, выходе на работу в принципе или переходе в новую отрасль стоит помнить, что опыт и навыки, полученные на предыдущей работе или в проекте, могут быть весьма полезными и в новой сфере. Упомяните их в резюме, если они хотя бы немного отвечают требованиям к вакансии. Например, если вы участвовали в студенческой организации и собрали хорошую команду для проведения мероприятия, смело пишите об этом в резюме, когда подаёте заявку на позицию в HR- и event-сфере или в области коммуникаций. Если предыдущий опыт совсем не подходит вакансии, напишите о нём кратко, с точки зрения результатов, которых вы достигли. Или не упоминайте вовсе.

6. Покажите свою заинтересованность и «горящий взгляд»

Вместо того чтобы в разделе «О себе» писать об увлечениях, лучше покажите, что ваши интересы напрямую связаны с профессией. Например, при отклике на вакансию в PR или event, можете смело писать, что участвуете в университетской команде КВН. Или же что ходите на квизы и «Что? Где? Когда?», если отправляете резюме на вакансию аналитика. В остальных случаях лучше не тратить время рекрутера — ему не очень интересно знать, что вы любите выращивать рыбок, ходить в фитнес-клуб или вышивать крестиком.

7. Не переборщите с оформлением

Красивое резюме действительно большой плюс, но на первом месте всё же должна стоять полезная информация. Стандартный шаблон сработает в разы лучше, чем яркий лендинг с анимацией. Если на сайте есть возможность прикрепить видео с рассказом о своих профессиональных качествах, можете записать небольшой ролик на одну-две минуты и привлечь внимание к себе таким образом.

8. Составьте сопроводительное письмо

В двух-трёх абзацах опишите, почему вас заинтересовали вакансия и компания, почему вы подходите на эту должность, с помощью каких навыков можете привнести что-то полезное в компанию, а чему хотели бы научиться. Делимся примерной структурой сопроводительного письма.

✅ Приветствие и знакомство

Добрый день! Меня зовут Алина, я специалист в сфере коммуникаций, недавно выпустилась из университета Y по специальности «Реклама и связи с общественностью». Меня заинтересовала вакансия джуниор-специалиста по организации внутренних мероприятий в вашей компании.

✅ Ключевой (релевантный) опыт

На данный момент я уже имею небольшой опыт в этой сфере: за время учёбы я успела в рамках студенческой организации провести несколько тематических дней открытых дверей, участвовала в организации студенческих выпускных и посвящений первокурсников. А также со студентами направлений «Дизайн», «Мода» и «Архитектура» организовала студенческую выставку работ с мастер-классами от экспертов, которая впоследствии стала проводиться ежегодно.

✅ Что интересно в компании или вакансии

Сейчас я пришла к этапу, когда мне хотелось бы расширить свои профессиональные навыки. Мне кажется, что ваша компания — это отличное место, где я смогу вырасти как профессионал. Прочитав много о вашей корпоративной культуре и пообщавшись с вашими сотрудниками, я поняла, что мне было бы интересно развивать свои навыки в области организации мероприятий для сотрудников. Со своей стороны я могу привнести в команду понимание, как развивать лояльность у молодых специалистов и чего им не хватает.

✅ Ссылка на резюме, призыв к дальнейшим шагам и контакты

Буду рада пообщаться с вами очно или удалённо по видеосвязи, моё резюме по ссылке: https://hh.ru/resume/.... Я доступна по номеру телефона, в мессенджерах и социальных сетях (указать ссылки и номер).

9. Создайте портфолио

Сегодня портфолио — инструмент не только для креативных профессий: музыкантов, архитекторов, писателей, фотографов, редакторов. Оно помогает показать проекты, концепты, работы и специалистам нетворческих направлений: маркетологи и пиарщики могут разместить в портфолио свои кейсы, рекламные кампании, аналитические отчёты и другие проекты. ИТ-специалисты с помощью этого инструмента могут продемонстрировать используемые ими технологии и программы, а также дополнить портфолио ссылками на сайты или приложения, которые они разработали. Если вы начинающий разработчик, оформите профиль на GitHub, сервисе для хостинга ИТ-проектов и профессиональной соцсети для ИТ-специалистов. Здесь можно искать людей в команду, вместе работать над проектами, следить за новостями индустрии.

Преподаватели, методисты могут разместить в портфолио образовательные материалы и примеры заданий. Молодым специалистам мы советуем смело указывать в портфолио свои учебные и пет-проекты, которые делались в свободное время, конкурсные работы, а также проекты, выполненные в рамках хакатонов и кейс-чемпионатов.

Каждая релевантная запись в портфолио показывает рекрутеру вашу мотивацию и желание расти в выбранном направлении. Через портфолио и резюме важно отразить свой текущий уровень, поэтому желательно обновлять их хотя бы раз в полгода.

Даже если у вас не получится устроиться на работу с первого раза, не расстраивайтесь — у всех работодателей разные требования к кандидатам. В одной компании ваш опыт и навыки могут оказаться нужнее, чем в другой. Ваша задача — правильно отразить их в резюме и портфолио.

;